ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1]-794/013 от 20.11.2013 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

2(1)-2794/2013.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2013 года г. Бузулук.

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Сафроновой Е.Н.,

при секретаре Зиннуровой С.Н.,

с участием помощника Бузулукского межрайпрокурора Черновой А.В.

представителя заявителя ФИО1,

представителя Территориальной избирательной комиссии города Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии города Бузулука ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО3 с участием Территориальной избирательной комиссии г. Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии г. Бузулука о признании незаконным и отмене Протокола рабочей группы от ** ** **** о проверке подписных листов избирателей кандидата и Решения Территориальной избирательной комиссии г. Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии г. Бузулука № от ** ** **** года, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г. Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии г. Бузулук по регистрации кандидатом на должность главы города Бузулука Оренбургской области ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Протокола рабочей группы от ** ** **** о проверке подписных листов избирателей кандидата и Решения Территориальной избирательной комиссии г. Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии г. Бузулука № от ** ** **** года, и восстановлении её нарушенного избирательного права путем возложения на эту избирательную комиссию обязанности по регистрации её кандидатом на должность главы города Бузулука.

В обоснование требований ФИО3 указано, что оспариваемое ею решение избирательной комиссии не мотивировано, принято на основании противоречивых данных рабочей группы по проверке подписей избирателей.

Имеются нарушения в работе избирательной комиссии, которые повлияли на правильность принятого комиссией решения.

Не разработан и не опубликован план основных мероприятий, до лиц, принявших решение баллотироваться кандидатами на выборах не доводились сведения о документах, необходимых для уведомления и регистрации, данные о количестве подписей избирателей; в справке-подтверждении о принятии документов неправильно указано предельное количество подписей для регистрации кандидата 350, в то время, как должно было быть 352;

Первый лист протокола об итогах проверки подписных листов не подписан членами рабочей группы и экспертом-почерковедом, второй лист протокола, содержащий указанные подписи, не имеет сведений о фамилии, имени, отчестве кандидата, в связи с чем листы не соотносимы, протокол не подписан и не может служить основанием признания подписей избирателей в поддержку ФИО3 недействительными.

Данные рабочей группы по проверке подписей избирателей в протоколе противоречивы. Рабочей группой признано, что число недействительных подписей 0, недостоверных 2. Вместе с тем сделан вывод о том, что количество подписей недостаточно для регистрации.

Ведомость проверки подписных листов содержит только коды нарушений и не содержит сведений о признаках признания подписей избирателей недействительными.

Кроме того, нарушен порядок проведения случайной выборки подписей избирателей, выразившийся в том, что случайная выборка проведена рабочей группой не в день приема подписных листов ** ** ****, а ** ** ****. Отсутствует письменное заключение эксперта-почерковеда о том на основании чего 39 подписей избирателей признаны недействительными.

Имеет место нарушение принципа равенства кандидатов, выразившееся в том, что при проверке подписных листов зарегистрированных кандидатов ФИО4 и ФИО5 эксперт-почерковед не привлекался.

Текст решения избирательной комиссии № от ** ** **** «О регистрации кандидата на должность главы города Бузулука Оренбургской области ФИО3», содержащий вывод об отказе в регистрации не мотивирован, не содержит ссылки на документы, оформленные с нарушением закона.

Заявитель указывает на неправомочный состав Территориальной избирательной комиссии г. Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии, поскольку, как он полагает должно быть 8 членов, в то время как в действующей избирательной комиссии 11 членов, что ставит под сомнение правомочность комиссии и всех решений, принимаемых ею.

В судебное заседание ФИО3 не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте проведения судебного заседания, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель заявителя ФИО3 ФИО1, действующий на основании доверенности № от ** ** **** требования по заявлению поддержал. Указал на дополнительные основания заявленных ранее требований: подписание оспариваемого протокола секретарем избирательной комиссии ФИО6 не присутствующим на заседании.

Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Бузулука, осуществляющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Бузулук, председатель ТИК ФИО2 требования не признала, представив мотивированные возражения на заявление ФИО3 Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность действий и решений избирательной комиссии.

Выслушав представителя заявителя ФИО1, представителя избирательной комиссии ФИО2, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Черновой А.В., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 32 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи) либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном ст. 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт «д»).

В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 7 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области» и ст. 13 Устава муниципального образования город Бузулук Оренбургской области решением Бузулукского городского Совета депутатов № 459 от 24 сентября 2013 года назначены досрочные выборы главы города Бузулука на 22 декабря 2013 года.

Организация подготовки и проведения выборов возложена на Территориальную избирательную комиссию города Бузулука Оренбургской области, осуществляющую полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Бузулук.

Суд не соглашается с доводом заявителя о неправомочности решений данной избирательной комиссии в связи с работой в количестве 11 членов вместо 8, предусмотренных пунктом 4 ст. 34 Устава г. Бузулук.

Согласно пункта 4 ст. 12 Закона Оренбургской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 июня 2006 года № 364 (в редакции Законов Оренбургской области от 29.09.2010 № 3844/904-IV-ОЗ и от 01.07.2013 № 1617/493-V-ОЗ) полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Оренбургской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит.

Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области № 81/475-4 от 22 апреля 2010 года на основании решения городского Совета депутатов муниципального образования город Бузулук Оренбургской области от 20.04.2010 № 618 «Об обращении городского Совета депутатов муниципального образования город Бузулук Оренбургской области к Избирательной комиссии Оренбургской области, полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Бузулук Оренбургской области возложены на территориальную избирательную комиссию города Бузулука. Данное постановление опубликовано в официальном издании Вестнике Избирательной комиссии Оренбургской области».

Не соответствуют действительности доводы заявителя об отсутствии плана мероприятий избирательной комиссии. Доводы о необходимости его официального опубликования не основаны на законе.

Решением № от ** ** **** Территориальная избирательная комиссия города Бузулука осуществляющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Бузулук (далее ТИК) утвердила календарный план мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов главы города Бузулука 22 декабря 2013 года.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в редакции от 02.11.2013) решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем.

Согласно пункта 2 ст. 8 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области» от 10.07.2013 № 1695/504-V-ОЗ решения избирательных комиссий, касающиеся подготовки и проведения выборов, публикуются в муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем.

Председателем ТИК ФИО2 давались интервью различным СМИ и телекомпаниям о мероприятиях, проводимых комиссией в связи с подготовкой выборов, о действиях лиц, принявших решение баллотироваться на должность главы города. Доведение до сведения граждан вышеуказанной информации в виде интервьюирования подтверждено видеозаписями, просмотренными в ходе судебного заседания.

** ** **** ФИО3 приняла решение о самовыдвижении кандидатом на должность главы города Бузулука и представила документы по выдвижению в ТИК.

** ** **** она представила в ТИК пакет документов на регистрацию, включая подписные листы избирателей.

Согласно п.3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключение экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов и или ином документе.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. но для регистрации кандидата.его регистрации требуется предстВ силу п. 13 ст. 21 Федерального закона от 12.06. 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения нижестоящим избирательным комиссиям.

Постановлением ЦИК Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6 утверждены Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (далее Методические рекомендации).

В соответствии пунктом 2.3. вышеуказанных Методических рекомендаций, случайная выборка проводится в избирательной комиссии в день приема подписных листов с подписями избирателей, непосредственно после выдачи документа, подтверждающего прием подписных листов и иных, связанных с ними документов. Как правило, таким документом является справка (подтверждение), в которой перечисляются все документы, фактически представляемые для регистрации кандидата.

Указанные Методические рекомендации не являются инструкцией, изданной ЦИК РФ по вопросам единообразного применения закона о выборах, обязательной для исполнениям нижестоящими избирательными комиссиями.

Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст. 31 Закона Оренбургской области от 10.07.2013 № 1695/504-V-ОЗ процедура случайной выборки определяется избирательной комиссией муниципального образования.

Данная процедура утверждена решением ТИК г. Бузулука № от ** ** ****.

Согласно утвержденного ТИК г. Бузулука Порядка проведения случайной выборки случайная выборка для проверки подписных листов производится членами рабочей группы на заседании рабочей группы по проверке соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов. При проведении выборки подписей для проверки вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей. Указанные лица оповещаются о времени и месте проведения случайной выборки и проверки подписных листов.

Случайная выборка подписных листов производится непосредственно председателем территориальной избирательной комиссии в присутствии вышеуказанных лиц путем «слепого» перебирания подписных листов и озвучивания номера выбранного листа.

Проверке подлежат 30% подписей, необходимых для регистрации кандидата, что составляет 96 подписей.

В случае, если в подписных листах, отобранных для проверки, оказалось большее количество подписей, в последнем подписанном листе проверяются подписи по порядку в количестве, необходимом для достижения объема случайной выборки, то есть 96 единиц.

Как установлено в судебном заседании процедура случайной выборки проводилась в строгом соответствии с Порядком, утвержденным ТИК г. Бузулука, которым не предусмотрено проведение случайной выборки подписей в день сдачи подписных листов.

Кроме того, согласно утвержденному ТИК г. Бузулука Календарному плану мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов проверка соответствия порядка выдвижения кандидата (в том числе проведение выборки подписей избирателей для проверки) и принятие решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации проводится в течение 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов.

По данным комплекса средств автоматизации ГАС Российской Федерации «Выборы», численность избирателей, зарегистрированных на территории города Бузулука, по состоянию на 01.07.2013 года составляла 64226.

Кандидаты извещены о количестве подписей, необходимых для регистрации. Предельное количество подписей для регистрации -350, а не 352 не свидетельствует о нарушении избирательного права ФИО3, поскольку эта цифра находится в пределах допустимого количества подписей.

Согласно справке-подтверждению о принятии документов, представляемых кандидатом в ТИК, ** ** **** в <данные изъяты>. от ФИО3 приняты подписные листы с подписями избирателей в количестве 19 шт. количество собранных в поддержку кандидата подписей 352.

Случайная выборка подписей избирателей производилась ** ** ****.

Таким образом, нарушения порядка проведения случайной выборки подписей избирателей, которые должны быть подвержены проверке, судом не установлено.

Суд не усматривает нарушений в деятельности ТИК г. Бузулука по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.

Как и в вышеназванном п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в п. 2 ст. 31 Закона Оренбургской области от 10 июля 2013 года № 1695/504 -V-03 предусмотрено, что для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей избирательная комиссия муниципального образования может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов.

К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.

Решением ТИК г. Бузулука №39/2 от 07.11.2013 к работе рабочих групп по проверке соблюдения порядка выдвижения, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов кандидатов привлечен эксперт-почерковед Экспертно-криминалистического центра УМВД в г. Бузулуке.

По согласованию с УМВД в работе ТИК приняла участие экперт-почерковед ФИО7, которая изучала записи в подписных листах визуально, используя техническое средство – лупу. Для эксперта-почерковеда ФИО7 указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности, что следует из её показаний в суде.

Доводы заявителя об отсутствии письменного заключения эксперта-почерковеда ФИО7 и о неправильности заполнения ведомости проверки подписных листов, с указанием только кода нарушений суд признает несостоятельными.

Документ, подготавливаемый экспертом-почерковедом по результатам исследования подписных листов имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.

Федеральный закон не содержит требований к форме заключения эксперта.

Согласно п. 3.3 Методических рекомендаций, утвержденных ЦИК РФ 13.06.2012 № 128/986-6 заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.

Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (Справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.

Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и или недействительными могут указываться в виде кодов нарушений.

Форма ведомости проверки и таблица кодов нарушений с указанием соответствующих им оснований признания подписей недостоверными и (или) недействительными утверждены решением ТИК г. Бузулука № от ** ** ****.

В п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24, подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «о государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ.

В рассматриваемом случае подпись эксперта - почерковеда ФИО7 содержится в протоколе рабочей группы и ведомости проверки подписных листов, в которой указаны все необходимые данные: номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, указанные кодом нарушения.

Наличие письменного заключения эксперта-почерковеда нашло свое подтверждение.

При проверке подписных листов кандидатов на должность главы города Бузулук ФИО4 и ФИО5 эксперт-почерковед не привлекался, что следует из протоколов об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей.

Однако это не является нарушением избирательных прав ФИО3, несоблюдением ТИК г. Бузулука принципа равенства кандидатов, поскольку привлечение эксперта-почерковеда для проверки подписей избирателей в подписных листах необходимо не во всех, а только в ряде случаев.

Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.

В подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО3 были обнаружены подписи, признание которых недостоверными либо недействительными требовало участие эксперта: по коду 11 – дата внесения подписи выполнена не избирателем; по коду 48 – подпись избирателя выполнена другим лицом. Это вызвало необходимость участия в проверке эксперта-почерковеда для дачи заключения.

Подписей, признание которых недействительными и недостоверными потребовало бы заключение эксперта, рабочей группой, проверяющей подписные листы кандидатов ФИО5 и ФИО4, не выявлено. Количество проверенных подписей равное у всех кандидатов - 96.

Принцип равенства кандидатов не нарушен.

Согласно положений части 7 статьи 31 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области от 10.07.2013. по результатам подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Часть 8 статьи 31 вышеуказанного закона предусматривает, что недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке.

Основания для признания подписей избирателей недействительными, предусмотрены частью 9 статьи 31 данного закона. Перечень исчерпывающий.

Согласно подпункту 6 части 9 стать 31 указанного закона недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых предоставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.

При проверке подписных листов кандидата на должность главы города Бузулука ФИО3, оформленных в одну папку проверялись 96 подписей избирателей, из которых признано недействительными 19, недостоверными 2.

19 подписей избирателей, признаны недействительными по следующим основаниям:

- 6 подписей избирателей (№) в подписном листе № - даты их внесения проставлены избирателями не собственноручно, что является нарушением подпункта 6 части 9 статьи 31 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области от 10.07.2013.

- 1 подпись избирателя (№) в подписном листе № - имеются исправления в дате внесения, не оговоренная избирателем, что является нарушением подпункта 6 части 9 статьи 31 вышеуказанного закона.

- 1 подпись избирателя (№) в подписном листе № - дата внесения несобственноручно избирателем, что является нарушением подпункта 6 части 9 статьи 31 вышеуказанного закона.

- 2 подписи избирателей (№) в подписном листе № – даты внесения несобственноручно избирателями, что является нарушением подпункта 6 части 9 статьи 31 вышеуказанного закона.

- 4 подписи избирателей (№) в подписном листе № – даты внесения несобственноручно избирателями, что является нарушением подпункта 6 части 9 статьи 31 вышеуказанного закона.

- 1 подпись (№) в подписном листе № – имеются исправление в дате внесения, не оговоренные избирателем, что является нарушением подпункта 6 части 9 статьи 31 вышеуказанного закона.

- 3 подписи (№) в подписном листе № – даты внесения несобственноручно избирателями, что является нарушением подпункта 6 части 9 статьи 31 вышеуказанного закона.

- 1 подпись (№) в подписном листе № – имеет исправления в дате внесения, не оговоренную избирателем, что является нарушением подпункта 6 части 9 статьи 31 вышеуказанного закона.

2 подписи избирателей (№) в подписном листе № признаны недостоверными, так как выполнены от имени одного лица другим лицом, что является нарушением пункта 8 статьи 31 вышеуказанного закона.

Результаты проверки оформлены ведомостью проверки подписных листов и протоколом рабочей группы, подписанными членами рабочей группы и экспертом.

Подлинные документы: подписные листы избирателей, ведомость проверки и протокол рабочей группы исследованы судом в ходе судебного заседания

Основания признания подписей избирателей недействительными и недостоверными и их количество нашли свое подтверждение в ходу судебного заседания.

Таким образом, общее количество недействительных и недостоверных подписей избирателей из проверенных 96 составило 22, то есть 22 %.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области» от 10.07.2013 недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки является одним из оснований для отказа в регистрации кандидата (подпункт 7).

Решением ТИК г. Бузулука № от ** ** **** ФИО3 отказано в регистрации кандидатом на должность главы города Бузулука. В связи с выявлением 10и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Суд не усматривает оснований для признания данного решения незаконным и его отмене, поскольку основание, по которому отказано в регистрации кандидатом ФИО3 предусмотрено законом.

Суд не усматривает оснований для признания протокола об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы г. Бузулука от ** ** **** недействительным и его отмене.

Заявителем неверно истолкованы данные пункта 8 указанного протокола: число подписей, признанных недействительными по п. 9 ст.31 Закона «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области».

Как пояснила в судебном заседании представитель ТИК ФИО2 число подписей избирателей, признанных недействительными по п. 9 ст. 31 Закона «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области» в протоколе указано – 0, что относится к числу подписей, которые могли бы быть признаны недействительными по п.9 части 9 ст. 31 указанного закона, предусматривающего нарушение формы подписных листов, либо порядка их изготовления.

Далее из протокола четко усматривается, что из 320 необходимых для регистрации действительных и достоверных подписей избирателей проверено 96. признано недействительными -19 или 20%; недостоверными 2 или 2%; действительными и достоверными 75 или 78%, количество которых является недостаточным для регистрации кандидатом на должность главы города Бузулука. Проверку подписных листов осуществляли члены ТИК с правом решающего голоса ФИО8, Объедкова Е.Н., ФИО9 Протокол содержит их подписи и подпись эксперта ФИО7, подписан председателем ТИК ФИО2.

Подлинник указанного протокола обозревался в ходе судебного заседания. Установлено, что протокол составлен на 2 листах, листы прошиты, прошнурованы, протокол подписан председателем и скреплен печатью ТИК г. Бузулука. Оснований сомневаться в том, что 2 лист протокола не имеет отношений к 1 листу нет. Выдача заявителю копии протокола не оформленного с учетом требований по делопроизводству (не прошитого) не является основанием для признания подлинного протокола недействительным.

Суд признает не правильным довод представителя заявителя о необходимости признания решения ТИК г. Бузулука от ** ** **** недействительным и его отмене по тому основанию, что решение подписано не тем секретарем, который принимал участие на заседании комиссии при принятии решения.

Из протокола заседания ТИК г. Бузулука № от ** ** **** усматривается, что на заседании комиссии принято решение: В соответствии с частями 3 и 6 статьи 32 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области» от 10.07.2013 года № 1695/504-V-ОЗ, в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей, отказать ФИО3 в регистрации кандидатом на должность главы города Бузулука Оренбургской области. Голосовали единогласно.

При принятии решения присутствовала и вела протокол заседания секретарь Объедкова Е.Н., которая и подписала вместе с председателем протокол заседания. Таким образом, решение подписано секретарем Объедковой Е.Н., присутствовавшей при принятии решения членами ТИК. Копия решения ТИК г. Бузулука от ** ** **** года, выданная на руки заявителю ** ** **** подписана секретарем ТИК ФИО6, что не является нарушением и соответствует положениям Закона Оренбургской области от 06.07.2006 «Об избирательных комиссиях референдума Оренбургской области».

О дате, месте и времени заседания рабочей группы, заседания ТИК ФИО3 извещалась секретарем ТИК г. Бузулука ФИО6, что следует из показаний ФИО6, допрошенной в качестве свидетеля в судебном заседании.

У суда нет оснований ставить под сомнение показания указанного свидетеля, поскольку ФИО6 является лицом не заинтересованным в исходе дела, предупреждена судом об ответственности за дачу ложных показаний, её показания согласуются с другими доказательствами по делу.

Решение ТИК № от ** ** **** содержащее название «О регистрации кандидата на должность главы города Бузулука Оренбургской области ФИО3» и собственно решение об отказе в регистрации кандидатом основано на положении ст. 32 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области» от 10.07.2013. «О регистрации кандидата», повестке дня заседания ТИК и принятому решению. Из содержания решения с достоверностью следует, что основанием для отказа ФИО3 в регистрации кандидатом на должность главы города Бузулука явилось выявление 10 и более процентов недостоверных и недействительных от общего количества подписей, отобранных для проверки. Данное основание является безусловным для отказа в регистрации кандидатом. В решении имеются ссылки на нормы закона - части 3 и 6 статьи 32 Закона Оренбургской области, предусматривающие обязанность принятия решения не позднее чем через 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Часть 6 указанного закона предусматривает 15 оснований для отказа в регистрации. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, содержится в подпункте 7 части 6 статьи 32. Не указание номера подпункта при условии его детального воспроизведения в решении не может являться основанием для признания решения недействительным.

Исследовав все представленные доказательства в совокупности суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 требований.

Территориальная избирательная комиссии города Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии города Бузулук правомерно, основываясь на нормах Закона Оренбургской области № 1695/504 -V-ОЗ отказала в регистрации кандидату на должность главы города Бузулука ФИО3.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО3 о признании незаконными и отмене Протокола рабочей группы от ** ** **** о проверке подписных листов избирателей кандидата и Решения Территориальной избирательной комиссии г. Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии г. Бузулука № от ** ** ****, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г. Бузулука с полномочиями муниципальной избирательной комиссии г. Бузулука по регистрации кандидатом на должность главы города Бузулука Оренбургской области ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Сафронова.

Решение в окончательной форме принято 23 ноября 2013 года.